Ждём Вас на истфаке!


Мы попросили ответить на вопросы главных героев университетской жизни исторического факультета – студентов 1, 2, 3 и 4 курсов, которые поделились впечатлениями, своими маленькими историями и советами накануне Дня открытых дверей ВГУ специально для тебя, дорогой абитуриент!

Александр Гергаев, 1 курс, специальность «История и обществоведческие дисциплины»

– Александр, ровно год назад Вы были абитуриентом, стояли перед нелегким выбором, как и многие старшеклассники сегодня. Почему в итоге решили поступать в ВГУ?

– Потому что хотел остаться в своём родном городе. Почему бы и нет? В нашем университете находится множество разнообразных мест проведения досуга, где каждый студент может найти себя. У нас есть собственное телевидение, я нашёл себя в этой сфере. Мне нравится процесс съёмки и монтажа видеороликов, набраться опыта в этом деле мне помогает телевидение витебского университета (ТВУ). Я думаю, что наши абитуриенты в случае выбора ВГУ, также найдут чем заняться в свободное время.

Фото Ивана Семёнова

– Какие трудности встречались на пути к поступлению, при подготовке к сдаче ЦТ по  истории Беларуси?

 – Наибольшей трудностью является изучение и запоминание большого количества информации – события, личности, даты. Для подготовки к поступлению я бы посоветовал взять школьные учебники по истории Беларуси 6-11 классов и всемирной истории 10-11 классов, повторить изученный материал, разобрать непонятные для себя моменты. Также желательно прорешать тесты прошлого года, ведь это тоже эффективный метод подготовки. Обязательно посетите репетиционное тестирование для оценки уровня своих знаний, разберите вопросы, вызвавшие затруднение, и решите тест ещё раз. Не советую зазубривать исторические факты, нужно попытаться выстроить в голове цепочку ассоциаций – это поможет ориентироваться в событиях прошлого. Объясню на примере из личного опыта: как-то я заметил на этикетке сметаны дату – 1795 год. Этот год связан с таким историческим событием, как 3-ий раздел Речи Посполитой. Так мне удалось легко придумать ассоциацию.

Запоминайте портреты исторических личностей, обращайте  внимание на мелочи, ответы на эти  вопросы самые “дорогие”. Можете воспользоваться помощью репетитора, но к сдаче истории Беларуси и всемирной истории по силам подготовиться самому. Одним из способов подготовки может стать выписывание дат и личностей, относящихся к определённому событию. Примером может стать схематическое отображение материала, в виде таблицы, состоящей из трёх колонок. Первую колонку можно озаглавить как “историческое событие”, вторую – “хронология” и третью – “личности, относящиеся к данному событию”. Методик для подготовки к поступлению множество, каждый должен выбрать себе ту, которая подходит ему по восприятию информации. В свою очередь я советую вам систематически повторять пройденный материал, проходить тесты прошлых лет, ведь только они помогут выявить пробелы в ваших знаниях.

P. S. Если вы ещё не начинали готовиться к поступлению, не отчаивайтесь. В вашем распоряжении остаётся 3,5 месяца. Успехов!

 

 Кристина Костюкович, 2 курс, специальность «История и обществоведческие дисциплины»

– Кристина, расскажите о предметах, которые являются наиболее важными  в процессе обучения на историческом факультете. Есть ли среди них любимые? 

 – Связывая свою жизнь с историей, открываешь в себе сотни новых способностей: ты историк, археолог, философ, ценитель искусства и т.д. На нашем факультете можно  окунуться  в атмосферу, наполненную тайнами, загадками, невообразимыми фактами. Основываясь на фактах, ты можешь найти ответы на многие вопросы самостоятельно. Быть историком – значит жить этим.

Начиная учебу на ИФ, начинаешь постигать её с истории древних цивилизаций и археологии. Никого  не оставят равнодушными законы Хаммурапи, различные кодексы, находки древнеегипетской письменности, неописуемой красоты объекты материальной культуры того времени. А далее идет изучение Древних Рима и Греции, где ты сможешь сравнить спартанского воина и рассудительного эллинийца.

Археологи занимает особое место в душе каждого историка, ведь первую практику ты проведешь на свежем воздухе, и тебя ждет разметка на квадраты, работа с косточками, лопатками. Изучая археологию, мы изучаем прошлое по действительно существующим источникам. А дальше переходим к изучению истории средних веков, раннего и нового времени. Так, шаг за шагом, изучаешь историю стран до наших дней.

Достаточное количество времени мы посвящаем изучению истории Беларуси, истории восточных славян, где более подробно знакомимся с экономикой, внутренней и внешней политикой княжества, государств. Также мы изучаем регионоведение, политологию, краеведение, источниковедение. Но мы не ограничиваемся изучением предметов, связанных с историей. Поступая на ИФ, ты готовишься стать педагогом. Сначала мы проходим курс введения в педагогическую профессию, а затем ты разбираешься в педагогике, где учишься находить общий язык с учащимися, знать, какие методы обучения и воспитания применять на практике. Также мы изучаем психологию, иностранные языки, латынь. На историческом факультете тебя научат нестандартно мыслить и искать ответы на множество вопросов.

Очень  нравится археология, которую мы изучаем с ведущим археологом Беларуси Татьяной Станиславовной Бубенько. Нравится, потому что ценные знания можно добыть прямо из земли! С самого начала интересовало, как выглядели наконечники в то время, что такое чопперы, кто такие Homo erectus. Лично мне очень хочется узнавать про городища Беларуси, уже успела прочесть  коллективную монографию  по археологии СССР  «Древняя Русь. Город. Замок. Село».

 

 Іван Рагавой, 3 курс, спецыяльнасць “Музейная справа і ахова гісторыка-культурнай спадчыны”

– Вядома, што на кожным факультэце студэнты праходзяць практыку. Іван, што чакае студэнта гістфака?

 – Археалагічныя раскопкі – напэўна, самая цікавая, таямнічая і па-свойму рамантычная практыка студэнтаў не толькі гістарычнага факультэта, але, мяркую, і ўсяго ўніверсітэта. Звычайна практыка доўжыцца крыху менш за тры тыдні, і адбываецца яна ў межах Віцебскай вобласці – рэгіёне, багатым на археалагічныя помнікі розных часоў і культур. Навучэнцы выязджаюць на месца, якое знаходзіцца побач з помнікам і разбіваюць там лагер – сапраўдны намётавы гарадок. Нашы выкладчыкі, прафесіяналы з вялікім вопытам працы, вучаць студэнтаў на ўласным прыкладзе такім звычайным бытавым рэчам, як то: ставіць намёты, гатаваць ежу ў палявых умовах, арганізацыі жыцця ў лагеры, так і прафесійным момантам: разбіваць раскоп, методыцы вядзення раскопак, уліку і апрацоўцы знаходак і шмат чаму іншаму. Калі ўзгадваць цікавыя моманты з практыкі, то гэта, відавочна, «цудоўнае» надвор’е ў ліпені 2016 года – прачынаешся зранку, а замест працы рыдлёўкай, студэнты бяруць вёдры і вычэрпваюць 30 сантыметраў вады з раскопа. Не гледзячы на тое, што ўмовы часам могуць быць даволі суворыя, а праца цяжкая, часам адзінкі студэнтаў на столькі паглыбляюцца ў гэты працэс , што вырашаюць звязаць сваё жыццё з археалогіяй. Некаторыя, як я, кожнае лета аддаюць пару тыдняў і з’язджаюць у экспедыцыі ў якасці валанцёраў, у любым выпадку археалагічная практыка заўсёды выклікае ў кожнага чалавека, які праз яе прайшоў, цёплыя ўспаміны. Для мяне археалагічная практыка перш за ўсё – гэта даволі спецыфічны, але цікавы спосаб адпачынку, час, які можна правесці ў кампаніі выпрабаваных людзей. Упэўнены, менавіта ў гэтых умовах нараджаецца сапраўднае шчырае сяброўства і ўзаемаразуменне.

       

Фото Ивана Семёнова

Музейная азнаямляльная практыка – другая па ліку ў навучэнцаў гістфаку. Студэнты за два тыдні азнаёмяцца з экспазіцыямі і выставамі як Віцебскіх, так і музеяў вобласці, у нашым выпадку былі музеі Віцебска, Полацка і Оршы. Навучэнцы наведваюць музеі розных профіляў і тыпаў: дзяржаўныя і прыватныя, вучэбныя і ведамасныя, школьныя і музеі ВНУ. Студэнты знаёмяцца з правіламі і метадамі музейнага экспанавання. Самае цікавае ў гэтай практыцы – магчымасць трапіць у музеі, якія зачынены для вольнага наведвання, напрыклад музей Беларускага таварыства інвалідаў па зроку . Студэнты па-новаму адкрываюць для сябе сутнасць музея, праз яго калекцыі знаёмяцца з гісторыяй роднага краю. Адкрыццём для нас стаў Музей гісторыі Заронаўскага краю ў в. Заронава, дзе сіламі фактычна аднаго чалавека, краязнаўцы Людмілы Нікіцінай, паўстаў музей з цікавейшымі, а часам і ўнікальнейшымі экспанатамі. Так, у вясковым музеі можна ўбачыць столькі інтэрактыўнасці, колькі няма ў найбуйнейшых дзяржаўных музеях. Цікавая сітуацыя таксама адбылася ў Полацку. Наша група стаяла каля будынка прыватнага музея рыцарства, і выкладчык распавядаў нам аб тым, што нейкі бізнэсовец на ўласныя грошы адчыніў гэты музей. Мы заўважылі чалавека, які стаяў побач і з цікавасцю нас слухаў. Потым ён зрабіў некалькі заўваг на конт выказанага – высвятлілася, што гэта – сам уласнік музея, які шчыра запрасіў нас і сам правёў экскурсію.

              

Фото Ивана Рогового

На трэцім курсе навучання на гістарычным факультэце студэнты нашай спецыяльнасці мусяць праходзіць экскурсійную практыку. Яна адбудзецца падчас фестывалю Славянскі базар, і студэнты будуць задзейнічаны ў музеях, інфармацыйных турысцкіх цэнтрах, а таксама праводзіць уласныя тэматычныя экскурсіі для жыхароў і гасцей горада па яго вуліцах. З самага пачатку семестра навучэнцы працуюць над тэкстамі сваіх экскурсій, складаюць маршруты, распрацоўваюць дыдактычныя матэрыялы. Гэта практыка дае каштоўны вопыт працы з экскурсійнымі групамі рознага складу, узросту, дае магчымасць атрымаць веды і назапасіць прафесійны вопыт, які, безумоўна, спатрэбіцца нам пасля заканчэння ВДУ. Варта адзначыць, што падчас гэтай практыкі нашы студэнты прыстасоўваюцца да вялікай справы – папулярызацыі нашага горада сярод турыстаў.

Фото Алины Силиной

Алина Силина, 4 курс, специальность «Музейное дело и  охрана историко-культурного наследия»

 – Алина, чем отличается студент выпускного курса, какие чувства испытывает, зная, что через несколько месяцев ему придется покинуть альма-матер?

 – Последний курс университета – это момент, когда эмоции обостряются до предела. И весь этот коктейль состоит из радости, что сессии закончились, и необычайной грусти по веселой и беззаботной жизни. Фигура студента четвертого курса в университетском коридоре узнаётся легко, вальяжная и расслабленная походка выдает его. Но не спешите, его лицо периодически озаряется ужасом, и ухмылка исчезает. Эта птица, именуемая далее выпускник, ощущает, что вот-вот выпорхнет из гнезда, которое было ему родным четыре года.

Студенческая жизнь представляется нам скучными лекциями в аудиториях. Я думала точно так же, но к моему удивлению это было вовсе не так. Например, в рамках предмета всеобщая история искусств наша группа часто посещала музеи, новые выставки и общалась с художниками. А помимо лекций по предмету этнология и этнография, мы смотрели фильмы про различные страны и народы. За время обучения мы учились составлять экскурсии, проводили их, а наши преподаватели давали нам мастер-классы. Еще хорошо запомнилась видеоконференция по Skype с Любовью Викторовной Левшун – специалистом по Житию Евфросинии Полоцкой, которая рассказала много новых интересных фактов. Технический прогресс оказывает значительное влияние на все сферы жизнедеятельности, и мне нравится, что на историческом факультете эти достижения умело используют в обучении. Пожалуй, самыми интересными аспектами учебного процесса были встречи с учеными, конференции и презентации.

В обществе можно столкнуться с мнением, что история – это достаточно закостенелая наука. Однако данное мнение ошибочно, в ходе обучения мы познакомились с новыми направлениями: историей повседневности, устной историей и другими. Например, мои одногруппники брали интервью у участников Великой Отечественной войны, что требовало от них множество дополнительных знаний и навыков.

В студенческой жизни можно по-разному проявить себя, все зависит от предпочтений: кто-то выбирает науку и участвует в конференциях, кому-то нравится студенческая самодеятельность и участие в КВН, иные предпочитают клубы «Краевед» и «Наследие», студенческий научный кружок «Клио» и волонтерский клуб «Истоки милосердия».

Каждый выпускник испытывает чувство неопределенности, ведь даже уже почти получив диплом об высшем образовании, не знаешь куда двигаться дальше. Даже сейчас, находясь на последнем курсе, я еще слабо представляю будущую профессию, однако надеюсь на менеджерскую практику. Я считаю, что один из интереснейших аспектов обучения на историческом факультете – это различные практики. Незабываемые ощущения оставляет археологическая практика на первом курсе. Думаю, что если я не поехала бы тогда, то сильно пожалела. Откровенно говоря, исконному жителю городских джунглей сначала дается все тяжело, но так же я помню, что моя группа не хотела уезжать из леса, ведь городская жизнь уже казалась чуждой. Еще одной запоминающейся для меня практикой стала экскурсионная в рамках фестиваля «Славянский базар». Работа в туристическо-информационном центре показала, что знание иностранных языков очень важно, ведь довольно часто приходилось общаться с туристами из Испании, Германии и даже Латинской Америки. Благодаря тому, что удалось примерить на себя роль экскурсовода в рамках акции «Любимому городу посвящается» я, как и многие мои одногруппники, поняла, что хочу получить бейдж экскурсовода. После одной из таких экскурсий я и моя коллега Валерия Алецкая еще долго разговаривали с экскурсантами, их искренняя заинтересованность темой сильно повлияла на нас. Помимо вышеперечисленных есть и другие не менее интересные практики: историко-краеведческая, музейная ознакомительная и музейная-архивная.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что мы прожили интересную и яркую маленькую жизнь. Многие ребята не захотели расставаться со «вторым домом» и решили продолжить свое обучение в магистратуре. А кто-то уже нашел работу по специальности, ведь выпускники исторического факультета работают в различных учреждениях: музеях, архивах, туристических фирмах, учреждениях образования, органах власти и управления.